• Месседжи АТР, посвященные экономике Китая

    Во второй неделе сентября все внимание финансовых рынков приковали к себе информационные месседжи АТР, суть которых заключалась в следующем: были подведены итоги съезда представителей АТЭС (Азиатско-Тихоокеанскиое экономическое содружество), руководители Китая выступили с программой стимулирования экономики их страны. Данная активность вызвана несколькими факторами.

    Роль первого фактора сыграла плохая макроэкономическая статистика Китая. Рост промышленного производства в стране за август месяц в годовом исчислении составил 8,9% (это самый низкий показатель за последние три года). За второй квартал ВВП страны составил 7,6% (самый низкий показатель за последние три года). Темп роста инфляции за август ускорился до 2% (сравнительно с июлем он ускорился до 0,6%). Снижение темпов роста ВВП в стране наблюдается уже 6 кварталов подряд (ожидается, что данная тенденция сохранится и на третий квартал 2012 г.).

    Роль второго фактора сыграло то, что РФ ищет любую возможность воспользоваться ситуацией ослабления Америки, чтобы построить свою новую геополитическую структуру, где Россия будет востребована с ее транзитным потенциалом, ресурсами Сибири и Дальнего Востока, энергоносителями, административным ресурсом прочее. Этой теме и был посвящен саммит АТЭС, который проходил на прошлой неделе.

    Информационные месседжи АРТ оповещали о том, что финансовые рынки этого региона значительно выросли. Торговые сессии на рынке Forex дали следующие данные: индекс SSEC (Шанхайская биржа) вырос по итогам недели на +3,28%(2 127 п.), индекс HANG SENG (Гонконгская биржа) составил - +1,28% (19 802 п.), NIKKEI (японский) - +0,98% (8 871 п.).

    Ожидается вливание Китаем в свою экономику масштабных капиталов через госзаказ. Факт падения загрузки и переизбытка промышленных мощностей побудил правительство Китая поддерживать спрос посредством прямых заказов в инфраструктуре: строительство железных дорог, автобанов, трубопроводов и т.д. Китаю, возможно, придется строить для себя новую Китайскую стену. И если экономика с преобладанием доли финансового сектора (Европа, Америка) стимулирует, прежде всего, банковский сектор (pumping), то промышленная экономика Китая поддерживает производителей прямыми заказами (stimulation). Госрасходы в итоге те же (G), вот только каналы различные.

    Низкий уровень производства, упадок спроса и стоимости на внешних рынках продукции низких технологических переделов, которые широко представлены в Китае, чрезмерная ориентация на экспорт и отсутствие сильного внутреннего рынка из-за низкого уровня покупательной способности китайцев – это то, что подводит страну к мыслям о поиске для себя новых друзей. И такими друзьями для Китая стали Россия и Германия. Раньше таким другом была Америка, до того как перестала работать модель накачки кредитного спроса.

    Саммит АТЭС и встреча с Ангелой Маркель привели к тому, что отвернули Китай от США в сторону Евразийского союза и дали широкое поле для развития инфраструктурных проектов Китая в направлении России (ресурсы Дальнего Востока и Сибири), позволят усилить позиции страны на европейском рынке посредством роста торгового оборота (протекторат Германии) в обмен на то, что Китай будет участвовать в поддержке рынка европейского госдолга.

    Плат развития китайской экономики вызвал ответную реакцию по всему миру, которая заключалась в том, что котировки добывающих и металлургических компаний подросли (медь, сталелитейщики и т.д.). Это является для металлургов положительным фактором, поскольку приведет к снижению цен на железную руду, а это увеличит ценовой резерв по статьям издержек. Согласно данным компании Weltrade (на сайте компании www.weltrade.ru можно скачать лучшее видео «как зарабатывать на Форекс») можно вспомнить, что цена на концентрат железной руды (спотовая цена, в Китае) упала с начала года на 34% (95 доллара за тонну).

    Возможно, что рынки ожидают поднятие конъюнктуры металлов, спасение металлургов от затоваривания и все это благодаря программе стимулирования экономики Китая и ее совместных планов с Россией по инфраструктурным проектам. Но все, о чем пока можно судить – это продолжение снижения стоимости стальной заготовки в Лондоне (330 $/тонну, -43% с начала года).

    Можно утверждать, что уверено вырисовывается новая доминирующая геополитическая конфигурация: Россия – Китай – Германия. Важно и то, что данный союз крепок тем, что страны не являются товарными конкурентами друг другу: Россия владеет сырьем и низкими технологическими переделами, Китай - полуфабрикатами, средними технологическими переделами, ширпотреб и Германия - высокими технологическими переделами. Если все останется так как есть, что можно будет присматривать стратегические инвестиции в рамках этой геополитической стратегии.

    Возможно, многие компании, которые смогут вовремя и грамотно оценить силу этой конфигурации, смогут поймать ветер новых заказов (спрос) и ликвидности в свои паруса.

    Дата публикации: 18 июня, 2013